en en de ru
Создание сайтов одесса и раскрутка сайтов одесса, продвижение сайта одесса и раскрутка сайта одесса, разработка и продвижение сайтов в одессе Skylogic ☎73-73-383
Книжный переулок 19/21 офис №1 Одесса 65000
(048)-73-73-383 (095)-758-85-24 (048)-788-22-77 (050)-333-74-73
Создание и продвижение сайтов в Одессе: (067)777-46-00

image_9







Статьи и аналитические обзоры

Национальные особенности виртуальной торговли в Украине


У нас реально работают не больше тысячи интернет-магазинов из трех тысяч зарегистрированных

Карина ДАКАС

Не секрет, что инновационные виды бизнеса развиваются в Украине со значительным отставанием не только от развитых стран, но даже от соседней России. Примером является интернет-торговля. Сравнивая результаты виртуальных магазинов Украины и России, можно сделать вывод, что русские аналоги доминируют не только на отечественном, но и на украинском рынке. Хотя в то же время по динамике развития индустрии Украина лидирует уже почти вдвое. Впрочем, как считают специалисты, звездный час отечественной онлайн-торговли еще впереди — он пробьет через пару лет, как раз тогда, когда страна, может быть, начнет выходить из кризиса.


Общие тенденции 

Термин "электронная торговля" (по-английски — e-trading) обозначает ведение торгово-закупочной деятельности через интернет. Электронная торговля возникла в США в 1960 году, когда American Airlines и IBM совместно создали SABRE (Semi-Automatic business Research Environment) — систему автоматизации процедуры бронирования посадочных мест. Наиболее динамично этот сегмент мирового рынка развивался последние 20 лет, что можно объяснить уровнем развития системы электронных платежей, увеличением количества интернет-пользователей с 16 млн. в 1995 году до 1,400 млрд. в 2008-м, переходом качества сервиса и контента с технологической платформы web 1.0 на web 3.0 и удорожанием фактора времени. По прогнозам экспертов, в 2010 году оборот мирового рынка электронной торговли составит $1 трлн.
В Украине развитие интернет-торговли происходит на фоне общего развития экономики и освоения Всемирной Сети. По данным исследований Miniwatts Marketing Group, Украина с показателем 6,7 млн. человек находится на 14-м месте в top-20 стран Европы, которые наиболее активно используют интернет, что, однако, не свидетельствует о популярности интернет-услуг в нашей стране. Ведь в процентном выражении этот показатель составляет 14,6% общей численности населения по сравнению, например, с показателем в 68,3% у Австрии, находящейся в рейтинге на 15-м месте. Динамика роста рынка свидетельствует о большом потенциале для развития: за период 2001—2008 годов он вырос в 32 раза. 

В сентябре 2009 года, по исследованиям компании Bigmir-Internet, аудитория украинского интернета достигла значения 12,3 млн. человек. Если сравнить эти данные с результатами исследования Украинского центра экономических и политических исследований им. Разумкова в 2001 году, когда речь шла о том, что лишь 2,1% опрошенных регулярно пользуются интернетом, то с уверенностью можно говорить о прогрессивных изменениях. 

Можно говорить о бурном старте развития интернет-торговли с 2005 года, когда было зарегистрировано 500 интернет-магазинов. В 2006 году их стало уже 1,5 тысячи, а в 2008-м — свыше трех тысяч. Однако реально работающими являются не более 1000 магазинов, основную часть из них составляют интернет-каталоги (70%). 

Из тени в Сеть 
и обратно 

Большие и средние украинские компании давно поняли выгоду открытия интернет-магазинов: недорогой презентабельный проект стоит от $1,5 тыс. (в цену входит разработка дизайна и структуры, предоставление программного обеспечения, верстка, а также первичный домен), уже через пару лет он станет источником прибыли и связи с клиентами, позволяющим оперативно реагировать на изменения в структуре спроса, а его стоимость будет составлять несколько десятков тысяч долларов. 

Одной из проблем оценки украинского рынка интернет-продаж продолжает являться значительный уровень тенизации: цифры, которые называют эксперты, колеблются от $150 до $300 млн. В электронном бизнесе (если речь не идет об интернет-представительстве уже существующего магазина) нет потребности содержать большие торговые площади и нанимать большой штат персонала, достаточно арендовать склад и организовать контакт-центр для принятия заказов от клиентов. Именно потому 80—90% издержек приходится на фонд заработной платы, что в украинских реалиях приводит к созданию схемы уклонения от уплаты налогов. 

Этому "способствует" отсутствие единой законодательной базы, учитывающей всю специфику рынка. Так, в Украине электронная торговля совершается в соответствии с общими Правилами продажи товаров на заказ и вне торговых и офисных помещений, нуждающимися в значительных изменениях. Проект Закона "Об электронной торговле", позволяющий жестко регламентировать эту сферу и оптимизировать структуру ее налогообложения, был подан на рассмотрение Верховной Радой еще в мае 2003 года, однако до сегодняшнего дня, вопреки внесенным изменениям, так и не был принят. Кроме того, не существует единой государственной организации для регистрации и учета интернет-магазинов, а также налогообложения их деятельности и применения штрафных санкций. 

Ставка на выручку 

Характеристики интернет-торговли в Украине в значительной мере отличаются от сформировавшихся в мировой практике тенденций. К примеру, по статистике, граждане США, Канады, Европы покупают через интернет книги, СD и DVD-диски, видеоигры и авиабилеты, а в Украине — компьютеры и комплектующие, бытовую технику, косметику и парфюмерию, а также дорогостоящие товары. Из этого следует вывод, что торговая стратегия украинских интернет-магазинов не отличается от манеры ведения бизнеса в обычной торговле: ставка делается на объем выручки, а не на оборот. 

В мире наибольшей популярностью пользуются интернет-магазины, которые являются представительствами реально существующих торговых сетей или марок. Как, например, 8 из 10 наиболее популярных интернет-проектов в США или 13 из 20 — в России. В Украине эта тенденция отсутствует, и из первой "двадцатки" реальные торговые площади имеют только два — интернет-порталы торговой сети "Фокстрот" и магазина "Сокол Computers". 

Фактически можно констатировать следующее: в Украине существует много интернет-магазинов, каждый из них специализируется на продаже отдельной товарной группы. Основными украинскими игроками на рынке продаж компьютеров и комплектующих являются интернет-магазины Rozetka, "Сокол" (представительство "Сокол Computers"), www.gb.ua (представительство торговой сети "Гигабайт"), "Мобитрейд", Novostar, ITG; на рынке медиапродукции — Рetrovka.ua, CDDoma, Аудио-БутиК, diskoff.ua, Your intErnEt Shop, TUZ; мобильной связи — Telegraph, Mobimarket, www.mobikon.com, Mobilluck, иБаста, Matrix, www.webkiosk.com.ua; фотоаппаратов и фототехники — foto.ua, Fotosale, photo.ua, fotik.com.ua; продуктов питания — интернет-супермаркет "Фуршет", "Экспресс-Маркет", wine.ua, набирает обороты интернет-магазин продуктов и принадлежностей для японской кухни "Суши Сам". Однако, как было сказано ранее, основную роль на рынке интернет-продаж играют не сами магазины, а электронные каталоги, которые уже по ссылке перенаправляют на сайт того или иного интернет-магазина. Так, по статистике BIGMIR-Internet, в первой десятке наиболее посещаемых сайтов в категории "Интернет-магазины" находятся в основном (6/10) электронные каталоги товаров: FreeMarket, MarketGid, magazilla, infomincer.net, hotline, Hotprice. В "десятку" также попал крупнейший украинский интернет-аукцион Аuction.ua. 

Интернет-торговля — это бизнес больших городов. По географии покупок до 60% занимает Киев, немного менее активными являются крупнейшие города урбанизированной восточной части Украины, в то время как западные, южные и центральные области составляют в общем итоге не больше 15% выручки от интернет-продаж. Потенциальным покупателем в онлайн-магазине является каждый четвертый активный пользователь. Средняя цена покупки в значительной мере колеблется в зависимости от товарной группы: так, средняя цена заказа на книги составляет порядка 60—80 грн., в то время как на бытовую технику — 2 тыс. грн. Реальный годовой оборот интернет-магазинов в Украине по сравнению с их зарубежными аналогами невелик — лишь у сотни крупнейших игроков рынка он превышает миллион долларов (в России этот показатель достигает нескольких десятков миллионов). 

Фишинг и другие 

Наибольшей проблемой интернет-торговли не только в Украине, но и во всем мире является электронное мошенничество — так называемый фишинг (от англ. phishing — искаж. — fishing). Динамика "результативности" этого совсем еще нового вида мошенничества ошеломляет: в 2001 году мировое сообщество потеряло за счет фишинга $17 млн., в 2002-м — $54 млн., а на сегодняшний день, по данным Центра по мониторингу мошенничества в интернете, эта сумма выросла до нескольких десятков миллиардов долларов. От электронного мошенничества страдают в первую очередь страны, где уровень освоенности высоких технологий невысок. Так, до недавнего времени 80% электронных сделок в России и до 90% в Беларуси оказывались аферами, в результате которых клиенты теряли свои деньги. 

Наиболее часто интернет-мошенники копируют дизайн и контент уже известных интернет-магазинов с хорошей репутацией, размещают их на сайте с похожим электронным адресом и публикуют на нем сильно заниженные цены, объясняя это всевозможными акциями. Потом злоумышленники либо оформляют фиктивный заказ и получают денежный перевод за несуществующий товар, либо используют персональные данные, которые клиент вводит в специальную электронную форму для осуществления платежа, с целью прямого доступа к его расчетному счету. 

Украинские потребители пытаются избежать возможности быть втянутыми в аферу, предпочитая совершать оплату наличными по факту получения и проверки товара. На втором месте по популярности среди способов платежа — системы webmoney и Ukrmoney. Поддержкой webmoney занимается Украинское гарантийное агентство, однако по характеру своей деятельности оно является техническим партнером и не имеет отработанного механизма для возвращения денег из нечестных сделок: по статистике, 99% платежей являются необоротными. Несовершенство законодательной базы и механизма регистрации сайтов делает процедуру судебного рассмотрения иска пострадавшего от интернет-мошенников весьма затруднительной. Существует ряд "сайтов-однодневок", где указаны лишь электронные адреса и мобильные телефоны: после закрытия такого сайта предъявлять претензии становится некому. 

В целом можно сказать, что украинский рынок интернет-торговли находится в стадии активного развития. Финансовый кризис заставляет отечественных предпринимателей использовать инновационные модели ведения бизнеса с целью сокращения издержек при одновременном увеличении продаж своих товаров и услуг. И одним из выходов в этом случае может стать использование интернет-магазинов. Однако для существенного расширения объемов продаж следует значительно увеличить маркетинговые издержки и объем периодических инвестиций в проект, оптимизировать логистическую систему. При прочих равных условиях рост объемов интернет-продаж в 2009 году составит от 70 до 90% против 80% в 2008-м. Этот объясняется в первую очередь ростом доверия клиентов из-за выхода на этот рынок интернет-проектов крупных торговых сетей. Однако, по мнению экспертов, настоящий бум онлайн-торговли начнется в Украине через пару лет. 


Мнение эксперта 

Евгений Тимошенко старший финансовый аналитик Информационно-рейтингового агентства Credo Line LLC: 

— Развитие электронной торговли в Украине — это сложный вопрос. Не существует единого регистратора таких сайтов, не разработана четкая процедура налогообложения, рынок непрозрачен и труднодоступен для анализа. Украинский потребитель не доверяет интернет-магазинам в полной мере, так как нередки случаи мошенничества, несвоевременной доставки, доставки поврежденного товара или такого, который не соответствует условиям заказа. 

И хотя продажи бытовой техники, компьютеров и программного обеспечения через интернет в Украине ежегодно растут на 40—50%, на этот сектор приходится около 0,4% розничных продаж, тогда как в США данный показатель превышает 2%. 

Также в Украине практически отсутствует В2В-формат электронной торговли: большинство корпоративных порталов имеют достаточно низкий уровень развития и предоставляют лишь стандартные информационные услуги. Основными преградами для развития крупных интернет-проектов для онлайн-сотрудничества между компаниями в Украине является нехватка технических специалистов, понимающих потребности бизнеса, высокая мера концентрации и вертикальной интеграции основных украинских рынков, непрозрачность компаний.


Другие статьи





Ваше имя
Укажите ФИО
Телефон
Укажите телефон
Удобное время для звонка
Укажите время
Заполните поля формы!

Ожидайте звонка, в ближайшее время с вами свяжутся.

Заполните, пожалуйста, форму.Мы обязательно свяжемся с Вами в ближайшее время.

Имя Укажите Имя
Телефон Укажите телефон
Е-мейл Укажите Email
Дополнительная информация
Укажите Информация о проекте


(Что бы указать выделяемый бюджет воспользуйтесь ползунком)

Запрос оформлен, в ближайшее время с вами свяжутся.

Имя Укажите Имя
Телефон Укажите телефон
Е-мейл Укажите Email
Ваш вопросУкажите Ваш вопрос

Имя Укажите Имя
Телефон Укажите телефон

Спасибо! Ваш запрос отправлен!

В ближайшее время вы получите ответ на заданый вопрос.

вверх