Когда говорят, что бизнес похож на живой организм, в этом есть доля правды. Каждый бизнес проходит несколько определенных этапов развития. И кофейня, и магазин игрушек и обувной магазин сталкиваются с одинаковыми проблемами и процессами, и некоторые экономисты сравнивают их с развитием живого организма. Но существует одно отличие.
Это отличие заключается в том, что сценарий развития бизнеса не предполагает смерть. И каждый предприниматель должен понимать, на каком этапе находится компания, чтобы понимать, что делать дальше.
Первая стадия — стадия основания
Стадия основания предполагает регистрацию бизнеса, набор команды, поиск первых клиентов и финансирование. Стартовый капитал может быть собран вами или при участии третьих лиц — государственной поддержки, краудфандинга или венчурного инвестора.
Вторая стадия — бизнес выходит в ноль
На этой стадии ваш бизнес уже может начать получать минимальную прибыль, которую стоит вложить в оборот, например, закупить новую партию товара. Однако этих денег не хватит на то, чтобы пригласить к сотрудничеству новых сотрудников или закупить еще товар. Так что финансирование — это процесс еще актуальный для этой стадии.
Третья стадия — стадия роста
Ваш бизнес растет, а вместе с этим растет количество клиентов, а, соответственно, и прибыль. Теперь можно подумать о том, чтобы раздать долги, нанять новых сотрудников и в целом увеличивать производственные объемы. Хорошая идея пустить дополнительные инвестиции для того, чтобы решить существующие проблемы или улучшения сервиса.
Четвертая стадия — стадия зрелости
Эта стадия характеризуется устойчивостью вашего бизнеса к внешним обстоятельствам. На этом этапе у вас уже должна быть финансовая подушка, которая поможет пережить неожиданно возникший кризис. Однако не стоит расслабляться и держите ситуацию под контролем. Это поможет далее масштабировать бизнес — расширять географию сбыта и т.д.
Пятая стадия — стадия упадка
Рост издержек, снижение прибыли, потеря клиентов — все явные признаки пятой стадии развития бизнеса, а именно упадка. Однако эта стадия не предвещает того, что его придется закрывать. Все в ваших руках и можно вдохнуть в него новую жизнь. Что можно сделать? Всегда хорошее решение — внести в бизнес что-то новое, например, программу, которая позволит оптимизировать труд или новую систему мотивации сотрудников.
На основании многолетнего опыта наблюдения, можно сказать, что пять стадий — это совершенно не обязательный сценарий. Кстати, этапы могут сменять друг друга.Так, некоторые компании могу от первой стадии перейти сразу на стадию упадка — все очень индивидуально. Однако грамотный подход, качественный маркетинг и финансирование помогут построить успешную и прибыльную компанию.