Уйти в Интернет-торговлю - хороший способ оживить бизнес для пострадавших от кризиса ритейлеров. По прогнозу аналитиков, доля онлайн-продаж в общем объеме будет неуклонно стремиться к 50%.
Как и вся экономика, е-коммерция также испытывает кризисные явления. Хотя, казалось бы, сравнительно низкие затраты на организацию процесса торговли, постоянно растущая аудитория абонентов Сети и низкий уровень конкуренции должны стать залогом успеха онлайн-торговли. Тем не менее, большинство операторов электронной коммерции заявляют о падении продаж. Однако есть и такие, кто улучшает свои позиции. Кто и как может воспользоваться кризисной ситуацией?
Разница в е-рознице
О том, что электронные продажи - перспективный и привлекательный канал сбыта, говорят и сами участники рынка. “Продажа востребованной группы товаров через один Интернет-магазин соизмерима с продажей этой же группы товаров через сеть магазинов (традиционных)”, - делится Софья Березовская, заместитель руководителя отдела продаж “Фокстрот-ИТ”. К тому же предпосылок для освоения или расширения направления электронной торговли в Украине достаточно. Согласно исследованиям компании Gemius, отечественная Интернет-аудитория за год выросла на 1,7 млн человек (28%) и в феврале 2009 года составила 7,09 млн. Среди них доля желающих покупать через электронные системы увеличилась всего за полгода с 31 до 38%.
В подтверждение этому в компании “Евросеть” констатируют двукратное увеличение объемов онлайн-продаж в денежном выражении. Секрет многих успешных торговцев прост: покупателю делается предложение, от которого тот не в силах отказаться. Позволить себе это могут лишь продавцы, обладающие запасами докризисного периода. И пока эти запасы не иссякли, они будут иметь преимущества и выиграют не только деньги, но и время.
В то же время большинство Интернет-торговцев заявляют о снижении бизнес-активности в Сети. Вадим Дубровин, маркетолог компании “Мобитрейд”, рассказал, что сумма среднего чека в их магазинах в начале текущего года упала на 20% (по сравнению с декабрем 2008 года), а показатель продаж снизился на 50%. Дмитрий Лаппо, говоря о спадах продаж в своем бизнесе в постновогодний период, основными причинами называет межсезонье и ухудшение экономической ситуации в целом. Да и похудевшие кошельки украинских потребителей в этот период требовали отдыха.
Между тем эксперты предрекают, что в связи с устремлением многих ритейлеров в онлайн на рынке по-прежнему будет довольно тесно, поскольку обедневший покупатель готов выкладывать деньги только за определенные товарные категории, и за такого покупателя непременно развернется борьба.
Режим жесткой экономии
Практически все представители е-ритейла сегодня взяли курс на режим жесткой экономии. Первоочередным антикризисным мероприятием во всем ритейле была оптимизация ассортимента. “Продавцы оставили только самые ходовые позиции. Помимо всего прочего, в связи со снижением покупательской активности программ потребительского кредитования и платежеспособного спроса, как производители, так и продавцы переориентировались на экономсегмент”, - рассказал Денис Хрусталев, управляющий украинским филиалом компании “Евросеть”. Однако запасы рано или поздно иссякнут. Между тем, в отличие от мелких участников рынка, у крупных открываются большие возможности, использовав которые, они имеют шанс извлечь из кризиса пользу.
Однако в нынешних условиях мало кто сделает ставку на стимулирование существующего покупателя, необходимо осваивать новые рынки. Даже если для этого еще время не пришло. Не от хорошей жизни Интернет-магазины начали торговую экспансию. Столичные продажи киевских операторов е-коммерции демонстрируют стремительное падение. Киев и область были и остаются самой “продвинутой” Интернет-аудиторией. 61% посетителей Интернета, проживающих в столице, и 48% в области делают покупки через Сеть. В то время как готовность жителей регионов покупать в Интернет-магазинах ниже в 2-3 раза. А если сюда добавить слабое проникновение Интернета и отсутствие привычки покупать через Сеть, то перспектива и вовсе кажется призрачной. Вдобавок, торгуя в регионах, в лучшем случае можно рассчитывать на выручку в размере 20-30% от столичных показателей. Однако обнадеживают положительные моменты. Например, в областях намного доступнее аренда и более низкий уровень конкуренции. По расчетам компании “Мобитрейд”, недавно заявившей об активной региональной экспансии, открытие одной точки, куда включаются затраты на заход в регион, продвижение, персонал и аренду, обойдется компании в $15-20 тыс.
Одна из главных сложностей в региональной торговле состоит в том, что основные склады с бытовой техникой расположены в столице.
Более того, украинская Интернет-торговля представлена в большинстве своем предложениями от компаний, не имеющих собственной налаженной системы логистики. Кризис должен очистить рынок от этой прослойки если не полностью, то в значительной мере. Останутся Интернет-магазины, которые налаживали свои бизнес-процессы с прицелом на будущее и уже сейчас имеют собственную дистрибуционную систему.
По мнению Софьи Березовской, доля онлайн-продаж в общем объеме будет неуклонно стремиться к 50%, однако это перспектива далекого будущего. А пока однозначно сказать, что электронные продажи спасут ритейлеров от кризиса, нельзя, но помочь явно могут, уверен Сергей Петренко, генеральный директор компании “Яндекс.Украина”. Тем более что многие люди сейчас начали более взвешенно совершать покупки, искать информацию о товарах и ценах в сети, сравнивать. А в стремлении получить наибольшую отдачу от электронной торговли ритейлеры не находят ничего лучшего, как усиливать акционную активность и снижать цены.
Интернет-торговля вытесняет традиционные продажи
Другие статьи
Зачем сайту нужен SSL сертификат и как Google реагирует на его отсутствие
Как анализировать конкурентов в социальных сетях?
Stories в Инстаграм как способ продвинуть личный бренд
Как общаться с клиентами в соцсетях, чтобы увеличить прибыль
Как анализировать конкурентов в социальных сетях?
Stories в Инстаграм как способ продвинуть личный бренд
Как общаться с клиентами в соцсетях, чтобы увеличить прибыль