Сфера Интернет-коммерции развивается не так быстро, как другие сегменты отечественного Интернет-рынка, и имеет более скромные инвестиции, так как Интернет-магазины еще не получили массового признания украинскими покупателями. В авангарде украинской электронной коммерции Интернет-магазины Molotok, Bambook, Azbooke, webshop. Kiev, Через UAnet сегодня хорошо продаются товары, не требующие контакта с покупателем: книги, кассеты, карты мобильной связи, компьютеры и комплектующие. Да и вообще, если ввести практически любой запрос в поисковик, Вы всегда сможете найти нужный Вам интернет-магазин. Многообещающим является рынок туристических услуг, рынок продаж и аренды жилья, продажа автомобилей, драгоценностей, редких товаров. Также, согласно информации компании TNS Interactive, всего 4% жителей Украины имеют доступ к сети Интернет и лишь 1% пользователей является одновременно Интернет-покупателями (2).
Очень перспективным в Украине есть такая форма организации информационной и торговой взаимодействия между компаниями через Интернет, как электронная коммерция "бизнес-бизнес". В условиях углубления международного разделения труда, активного развития совместной коммерции, когда предприятия не только покупают друг у друга продукцию, но и совместно работают над производством новых товаров и услуг, электронная коммерция такого направления приобретает особое значение, поскольку она предусматривает формирование длительных партнерских отношений между предприятиями , которые осуществляются через коммуникационные сети.
В Украине уже создаются корпоративные порталы, в пределах которых систематизируется корпоративная информация и предоставляется доступ к ней сертифицированным пользователям. Примером являются корпоративные системы компаний "Квазар-Микро" и Softline. Перспективным для Украины является также создание электронных рынков, систем управления цепочкой комплектации, систем управления взаимоотношениями с клиентами.
Важным шагом в направлении внедрения любых систем "бизнес-бизнес" является использование открытых международных стандартов. В Украине уже существуют технические условия применения этих технологий - создан национальный электронный каталог товаров.
Безусловно, на развитие международной электронной торговли в Украине влияют еще и общемировые тенденции.
Во-первых, в последние годы в связи со снижение цен на компьютерные системы и программное обеспечение наблюдается бум в области продаж компьютеров.
Вторая тенденция заключается в росте числа пользователей Интернетом. К 2020 г. примерно более 1 млрд людей начнут выходить в онлайн и будет создано более 100 000 000 сайтов. Украинский сегмент Интернета в настоящее время представляет собой более 12 000 сайтов, и также ожидается ежемесячный рост посетителей на 15%.
Третья тенденция - это рост онлайновых покупок, объем которых увеличился с 8 млрд долл. в 1999 г. до более чем 100 000 000 000 в 2003 г.
Четвертое направление связано с резким ростом количества домашних компаний. Количество людей, работающих дома, подскочила с 4 млн в 1990 г. до почти 16 млн в 2000 г.
Таким образом, для активного включения Украины в международный электронный бизнес необходимое:
- Активное внедрение базового оборудования, компьютеров и телекоммуникаций, в том числе и в сельской местности, что обеспечит расширение компьютерной грамотности населения и надлежащий уровень развития инфраструктуры;
- Стимулирование быстрого развития инфраструктуры сети: развитие интернет-магазинов, сетевых бизнес-структур, операторов сети и создание несколько крупных отечественных Итернет-порталов;
- Обучение профессиональным и общим навыкам работы в Интернете на всех уровнях образовательной системы, включая госслужащих;
- Развитие внутреннего потребительского рынка, повышение покупательной способности путем достижения стабильного экономического роста.
Очень перспективным в Украине есть такая форма организации информационной и торговой взаимодействия между компаниями через Интернет, как электронная коммерция "бизнес-бизнес". В условиях углубления международного разделения труда, активного развития совместной коммерции, когда предприятия не только покупают друг у друга продукцию, но и совместно работают над производством новых товаров и услуг, электронная коммерция такого направления приобретает особое значение, поскольку она предусматривает формирование длительных партнерских отношений между предприятиями , которые осуществляются через коммуникационные сети.
В Украине уже создаются корпоративные порталы, в пределах которых систематизируется корпоративная информация и предоставляется доступ к ней сертифицированным пользователям. Примером являются корпоративные системы компаний "Квазар-Микро" и Softline. Перспективным для Украины является также создание электронных рынков, систем управления цепочкой комплектации, систем управления взаимоотношениями с клиентами.
Важным шагом в направлении внедрения любых систем "бизнес-бизнес" является использование открытых международных стандартов. В Украине уже существуют технические условия применения этих технологий - создан национальный электронный каталог товаров.
Безусловно, на развитие международной электронной торговли в Украине влияют еще и общемировые тенденции.
Во-первых, в последние годы в связи со снижение цен на компьютерные системы и программное обеспечение наблюдается бум в области продаж компьютеров.
Вторая тенденция заключается в росте числа пользователей Интернетом. К 2020 г. примерно более 1 млрд людей начнут выходить в онлайн и будет создано более 100 000 000 сайтов. Украинский сегмент Интернета в настоящее время представляет собой более 12 000 сайтов, и также ожидается ежемесячный рост посетителей на 15%.
Третья тенденция - это рост онлайновых покупок, объем которых увеличился с 8 млрд долл. в 1999 г. до более чем 100 000 000 000 в 2003 г.
Четвертое направление связано с резким ростом количества домашних компаний. Количество людей, работающих дома, подскочила с 4 млн в 1990 г. до почти 16 млн в 2000 г.
Таким образом, для активного включения Украины в международный электронный бизнес необходимое:
- Активное внедрение базового оборудования, компьютеров и телекоммуникаций, в том числе и в сельской местности, что обеспечит расширение компьютерной грамотности населения и надлежащий уровень развития инфраструктуры;
- Стимулирование быстрого развития инфраструктуры сети: развитие интернет-магазинов, сетевых бизнес-структур, операторов сети и создание несколько крупных отечественных Итернет-порталов;
- Обучение профессиональным и общим навыкам работы в Интернете на всех уровнях образовательной системы, включая госслужащих;
- Развитие внутреннего потребительского рынка, повышение покупательной способности путем достижения стабильного экономического роста.